Меню

Некоторые аспекты философско-методологических основ остеопатии

Некоторые аспекты философско-методологических основ остеопатии

Некоторые аспекты философско-методологических основ остеопатии

Новосельцев С.В.

Статья опубликована в Российском остеопатическом журнале №1-2 (4-5) 2009. – С. 6-13

Э.Т. Стилл мечтал создать медицину, основанную на естественных законах природы. Его философская концепция сформировалась под влиянием трудов английских ученых Ч. Дарвина “Эволюция видов” и Г. Спенсера “Первые принципы” и “Принципы биологии”. Именно у Спенсера он нашел формулировки законов причины и следствия, движения и жизни, структуры и функции. Стилл интегрировал эти законы, и они стали базисными в остеопатической доктрине. Под влиянием Спенсера Стилл пришел к своей знаменитой формуле: “Первое проявление жизни – это движение”.

Сегодня остеопатия охватывает все, что связано с жизнью. Она признает, что Мир управляется Законами и, что сам Человек управляется Миром, как всякое земное растение или животное. Физиология человека, таким образом, может рассматриваться, как модель биологического цикла. Эта физиология рассматривается неотъемлемо от окружающей среды, поскольку человек реагирует и приспосабливается к внешним условиям.

Э.Т. Стилл одним из первых провозгласил, что человеческий организм может сопротивляться и бороться против вредных влияний. Он способен компенсировать изменения равновесия внутренней среды и до некоторой степени самовосстанавливаться. Тем не менее, самовосстановление возможно при наличии соответствующих условий и средств.

“Врачу не следует лечить больного. Его роль состоит в том, чтобы отрегулировать часть или всю систему таким образом, чтобы жизненные потоки могли в нем выявить и промыть пораженные части” (Э. Стилл).

Следовать этому принципу – значит признать существование телесной системы саморегуляции, которая будет действовать, если будут устранены препятствия. С другой стороны, вмешавшись однажды, остеопат должен положиться на невидимого соучастника, т. е. на Природу, для того, чтобы произошло выздоровление.

Человек обладает физическим телом, которое служит ему транспортным средством в его земном путешествии. Он имеет витальное тело, являющееся источником энергии для каждой клетки физического тела. Эмоциональное тело позволяет человеку чувствовать, любить, ненавидеть, желать и отталкивать, различать цвета, слышать звуки, ощущать запахи и вкус. Есть также ментальное тело, которое позволяет логически рассуждать, делать математические выводы. Оно является полной противоположностью эмоциональному телу. Все эти составляющие могут влиять на соматическую дисфункцию и, наоборот, соматическая дисфункция может быть скрытой причиной расстройств в эмоциональной или ментальной сфере.

Стилл утверждал, что человек наделен жизненным потенциалом (жизненным началом), обладает им на протяжении всей своей жизни и теряет его только со смертью. Следовательно, роль остеопата – довести это жизненное начало до тканей, освобождая его от всех механических препятствий.

Несмотря на обилие метафизики в философии Стилла, с одной стороны она кажется абсолютно понятной, а с другой – порождает множество поводов для дискуссий.

Стилл в своей книге “Философия и механические принципы остеопатии” (1902) во вступлении пишет: “Я не признаю никаких авторитетов, кроме Господа Бога и опыта”. Не секрет, что Стилл был весьма религиозным человеком. И даже, когда он провозглашал, что человек – это механическая машина, он добавлял: “…созданная Богом”.

Сегодня остеопатия в значительной степени обогатилась знаниями и опытом. Однако не только этим. На протяжении последних лет остеопатия особенно активно интегрирует в себя различные философские концепции. Например, концепция биодинамики, которая вводит понятие “дыхания жизни”, заимствованное из философии Дао. Известно, что в основе китайской медицины лежит принцип инь-ян, чем, собственно и проявляется собой “дыхание жизни”.

Таким образом, если раньше считалось, что первичный дыхательный механизм (ПДМ) – основа динамики тела человека, то, в рамках концепции биодинамики, ПДМ - лишь эпифеномен в виде электромагнитного импульса, который мы можем ощутить на уровне клетки. T. Liem в своей книге “Cranial osteopathy” (2004) пишет, что “волновая активность первичного дыхания может являться частью общей гомеодинамической активности всех форм жизни и Жизни самой, которая находит свое выражение в различных феноменах”.

Со временем в самой остеопатии возникло два основных методологических подхода: структуральный и функциональный (G. Montet, 2008). Известный всем структуральный подход не вызывает вопросов, но вот с функциональным подходом (или функциональной техникой) во многом существует неясность.

Во-первых, функциональная техника предполагает использование ментальных способностей воображения и измененного состояния сознания, начиная от вхождения в “нейтральное состояние” и заканчивая различного рода “подключениями” (G. Hoffman, 1906, G. Montet, 2008). Частным примером функционального подхода может служить сомато-эмоциональный рилиз (J. Upledger, 1999), в ходе проведения которого используется диалог с “внутренним врачом”, работа с “энергетическими кистами” и т.п.

Функциональную технику можно было бы считать революционной и перспективной, однако ее широкое применение встречает определенные трудности. Факт и в том, что большинство остеопатов по-прежнему используют только структуральную технику. Вне всяких сомнений, принятие функциональной техники ограничено рамками сознания и опытом каждого врача. Отсутствие элементарных философских знаний о материи и духе порождает путаницу, а порой и спекуляцию на догматической почве.

Простое следование за технологической мыслью, взяв за основу всего лишь один постулат – «Бог самодостаточен», по-новому раскрывает и упорядочивает знания о материи и духе. Пока не возникнет ясности в понимании этих философских понятий, дальнейшее применение “энергетических” терапевтических приемов видится весьма ограниченным и не эффективным.

Итак, что же такое Материя? Материя – это реальность, или предмет деятельности Творца. Можно еще сказать, что Материя – это способ размышления Творца. При этом очень важно понимать, что Материя имеет формы, и они обязательно отличны друг от друга.

Для запуска и непрерывного действия Материи используется Дуальность. Дуальность – это универсальная идея Бога, которая позволила сказать, что две или несколько форм существуют и обязательно отличны друг от друга. Другими словами, Дуальность – это идея Бога о том, чем можно разделить Ничто, чем можно отделить Свет от Тьмы, прошлое от будущего. Творец разделил дуальностью пустоту на формы, которые обязательно отличны друг от друга.

Так возник материальный мир. Сущность первооткрытия в том и состоит, что Гений говорит: «Это так-то и так-то», и прочие вынуждены принимать это, так как нелепо оспаривать очевидное и то корневое, что лежит в основе существования всех прочих (А.А. Носачев, 2000). Существование и различие форм является отличием материального мира от других миров. Формы в истории философии называли по-разному, но лучшее обобщение из того, что было, - это частица, крупица, мгновение сознания, но сознания Бога, т.к. именно Он, а не человек разделил пустоту на две формы.

Вся условность описания форм Материи связана с тем, что их восприятие и вербализация возможны через ощущения и чувства. Ощущение – это способность воспринимать свой внутренний мир, внешний мир и чужой внутренний мир. Чувство – это способность человека воспринимать внешний мир.

Итак, существует 72 формы материи, среди которых 3 структуры мышления: понятия, суждения, умозаключения; 64 эмоции и 5 грубых тел: вода, огонь, земля, воздух, эфир.

Формы материи, от тончайших форм мышления до грубых форм вещественной природы, различаются человеком, но происходит это некорректно и возникает 2 следующие фундаментальные ошибки (А.А. Носачев, 2000).

Примитивно толкуются сочетания тончайших форм материи и грубых форм материи: скорость движения мысли во много раз превосходит скорость света и во много раз превосходит скорость движения предмета, но это всего лишь различие в скорости движения грубых и тонких материальных форм. Неразличающее мышление принимает тонкие и грубые формы материи за различия Материального и Духовного миров. Так Материальный мир наделяется чертами духовного, и наоборот. Эта ошибка характерна в основном для социальной и культурной сторон жизни человека.

Материальное мышление, выстраивая комбинации форм, может использовать две, три, четыре и т.д. формы. Если мы комбинируем 2 формы, то это – двойственное мышление, 3 формы – тройственное и т.д. вплоть до девятимерного мышления. Ошибка возникает тогда, когда в трудности принятия решения в двойственном, к примеру, мышлении, присоединяется третья форма и происходит переход к тройственному мышлению. Некорректное мышление заключается в том, что, перейдя к тройственному мышлению, оно уверяет себя в том, что до сих пор находится в двойственном методе рассуждения.

Современная технологическая цивилизация характеризуется описанием мира, как двухполюсного начала. Например + и - , добро и зло, начало и конец, 0 и 1, вход и выход. На этой двойственности построена вся информационная деятельность человека цивилизованного общества.

Тройственная цивилизация характеризуется созданием противоречия на базе двойственного мышления. И это противоречие разрешается путем привнесения третьей формы. Тройственная цивилизация мобилизует мышление к познанию более тонкой материи и приводит к четырехмерному типу цивилизации.

В четырехмерной цивилизации к трехмерной системе координат приобщается четвертая: время, мера, информация или какая-либо другая тонкая категория. Самым блестящим образцом данного мышления является модель: сверхсознание, сознание, подсознание и наблюдатель Я. Эта цивилизация дает возможность личности контролировать ощущения, находясь в позиции Я, наблюдая тем самым, за тремя планами мышления. Из этой цивилизации можно легко перейти в пятимерную цивилизацию.

В пятимерной цивилизации мышление расширяется добавлением еще одного наблюдателя Я. Таким образом, с новой позиции Я мы можем контролировать себя, предыдущего наблюдателя Я и три плана мышления.

При введении еще одного наблюдателя Я по аналогии с предыдущим случаем, мы приходим к шестимерной цивилизации, в которой мы контролируем себя и ощущаем пять объектов. И так может продолжаться до бесконечности. На этом принципе построены величайшие техники медитации Востока.

Далее, рассматривая движение Я по бесконечности, мы, собственно, приходим к самому знаку бесконечности, к которому и нечего прибавить, и убавить ничего невозможно, разве что посмотреть на него по-другому (0).

При внимательном рассмотрении девятимерной цивилизации наши ощущения обнаруживают новые качества, не присущие предыдущему счету. Мышление, находясь в одной из девяти позиций, должно держать оставшиеся восемь и контролировать само себя. При этом неважно, в каком месте находится личность. Обученный наблюдатель Я, в конечном счете, должен найти некую точку (в биодинамическом подходе остеопатии – нейтральная позиция врача), из которой он сможет увидеть всю схему сразу, как бы новым видением (интуицией). При этом важнейшим условием является необходимость контролировать самого себя, иначе можно утратить качества собственной личности (А.А. Носачев, 2000).

Исходя из вышесказанного, данный тип мышления достаточно сложен для повседневного применения, поэтому человек придумывает различные технические удобства для облегчения этого труда – в этом мотивы и стимулы технического прогресса. Более того, по всей видимости, девятимерное мышление предназначено для сущностей, находящихся только в тонком плане, и не предназначено для человека. Однако длительная тренировка или практика дают возможность постигать принципы материального девятимерного мышления: в различных школах мистики, йоги обучают этому, выдавая эти навыки за духовную практику и вводя в заблуждение людей. Вот почему так важно различать грубое материальное мышление от материального мышления более высоких порядков.

Существуют и другие, не менее интересные, описательные модели девятимерного мышления, одна из которых вводит категорию времени, а другая использует корпускулярно-волновую теорию и дает определения информации и энергии.

Согласно корпускулярно-волновой теории любые микрообъекты материи (фотоны, электроны, протоны, атомы и т.д.) обладают свойствами частиц (корпускул) и волн. Данное утверждение предполагает разделение материи на более тонкую и более грубую. Это было бы логично, если бы технократическое мышление не стало исключать один “вид” материи из другого. Но главная проблема возникла тогда, когда встал вопрос о создании единой теории поля, а это означало потребность возникновения целостного взгляда на “все”.

В основу этого совершенно логично была положена категория энергии. На этой основе продолжает строиться единая теория поля, но сама категория энергии описывается противоречиво и выборочно, ставя под сомнение всю конструкцию (Носачев А.А., 2000). Мышление явно пытается прервать погоню за наблюдателем Я и методом девятимерного мышления взглянуть на все сразу и целиком, срединным методом. Но это невозможно без четкого определения энергии. Чтобы конструкция не рухнула, возникает подпирающая категория – информация. Однако информация, как категория, также не описывается по существу.

Мышление, будучи организованным Высшим промыслом, всегда будет стремиться заставить взглянуть на все сразу методом девятимерного мышления. Поэтому посмотреть на ситуацию лучше с позиции Создателя, а не экспериментатора.

Творец создал материю, разделив дуальностью нечто и этим механизмом обеспечил постоянное и непрерывное движение в Материальном мире. Дуальность, находясь в каждой точке материального пространства, дает возможность миру непрерывно производить неисчислимое количество комбинаций материальных форм, что и обусловливает многообразие окружающего мира. И вот, наконец, дуальность придает Материальному миру заданность на наличие в каждой точке как минимум двух форм. Так в наш мир приходит информация.

Информация – это обязательное наличие хотя бы двух форм.

Энергия – это обязательное отличие форм друг от друга.

Таким образом, наличие хотя бы двух форм дает нам информацию, что возможно и в Материальном и Духовном мире. Данные дефиниции дали возможность мышлению определить границы своего бега за наблюдателем Я и перейти к девятимерному мышлению – срединному пути. Интересно, что данная модель не нова, но оказалась порядком подзабыта человеческим умом, хотя и пользуется ее плодами ежеминутно. Вот какой пример приводит А.А. Носачев в своей монографии “Технологическая философия”.

Существует 9 неповторимых цифр: 0,1,2,3,4,5,6,7,8. Остальные цифры являются соединением или комбинацией этих девяти цифр (кроме 9, которая является перевернутой 6). В соответствии с этим 0 и 8 означают начало и конец всего сущего. Описывая все фундаментальные человеческие качества, оказывается, что все они укладываются в рамки девятимерного мышления.
Многие врачи, начиная с “отцов” медицины, оперируют понятием “Дух”, но никто не дает четкого определения и каждый понимает под ним разное.

Пользуясь философским языком, Дух – это реальность или предмет реальности Бога, или его способ размышления. Он имеет формы, и они не отличны друг от друга. Важно понять, что формы существуют, т.к. они явились “первокирпичиками” для строительства мира.

И в основе их появления лежит не причина, т.к. Бог самодостаточен, а творчество Создателя. Если в Материальном мире, взяв в руки определенную форму, мы обязательно обнаружим причинно-следственную связь, то в Духовном мире от любой формы мы получим требуемое качество. Именно поэтому в религиозной литературе Духовный мир описывается, как возможность получать наслаждение от всего, всех и вся.

Органом ощущения и чувствования форм Духовного мира является Духовное Сердце или его аналог – совесть. Сердце получает представление о наличии и существовании форм, но не выбирает из них по привязанности или по преимуществу, или как-то иначе. Ведь формы не отличны друг от друга. Решения Духовного Сердца принимаются по законам Духовного мира, поэтому они часто кажутся нелепыми и непрактичными с точки зрения Материального мира.

Здесь и происходит фундаментальная ошибка человеческого мышления: считается, что Дух проникает повсюду, приходит в Материальный мир и т.д. Поскольку отсутствует привычка различения Материального и Духовного миров, то обыденное сознание принимает тонкие и непонятные явления Материального мира за деятельность Духа по “исправлению” Материи.
В заключении хочется сказать, что наше сознание постоянно смешивает два Мира, принимая их один за другой, наделяет их чертами друг друга, и это вызывает существенные проблемы не только человеческого бытия, но и прогрессирования в профессии.

Действительно, чтобы осуществить качественный скачок в профессиональном развитии и стать по настоящему эффективным при решении проблем пациента, необходимо изменить привычный способ мышления. Последнее, в свою очередь, неизбежно приводит к личностному росту и гармонизации с Миром Создателя.

Литература:

  1. Монте Ж. Функциональная остеопатия. Материалы курсовых лекций, Институт остеопатии СПбГУ. СПб, 2007-08 гг.
  2. Новосельцев С.В. Философия остеопатии. - СПб.: “Изд. дом СПбМАПО”, 2003. – 26 с.
  3. Носачев А.А. Технологическая философия. XXI. Прагматизм. - СПб.: “Экополис и культура”, 2000. – 32 с.
  4. Стилл Э.Т. Философия и механические принципы остеопатии. – Кирксвилль, Миссури, 1902.
  5. Стилл Э.Т. Остеопатия. Исследование и практика.- Истлэнл Пресс, 1992. – 293 с.
  6. Философия: курс лекций. Под общей ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2001. – 384 с.
  7. Liem T. Craniosacral osteopathy. Principles and practice. Elsevier, 2004. – 706 p.

Три реальные причины выбрать нас

У нас нет общих программ

С каждым пациентом мы работаем персонально, помогая решать именно его проблемы, учитывая именно его, и только его потребности и пожелания.

Комплексность

Мы не лечим спину или суставы - мы лечим пациента. Мы рационально сочетаем остеопатическое лечение с гомеопатией, психотерапией.

Гарантии

Если мы беремся за лечение - мы гарантируем результат. Для этого мы занимаемся научной работой и регулярно проходим курсы специализации.

Запишитесь на прием